Корзина
9 отзывов
Интернет-магазин Аквамарин
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или физического лица-предпринимателя.
+380
98
437-20-87
+380
66
511-64-94
Корзина

Гребные винты

В настоящее время гребной винт является наиболее распространенным судовым движителем. Диапазон применения чрезвычайно широк: начиная от круизных лайнеров, кораблей промышленного и военного назначения до маломерных судов.
1 2 ... 11

Наиболее важными параметрами гребных винтов являются шаг, диаметр и количество лопастей.

Шаг и диаметр гребного винтаШаг гребного винта – теоретическое расстояние, которое проходит винт за один полный оборот, если бы он вращался в неподатливой среде. Ближайшая аналогия – одноименный параметр резьбы шурупа. Чем больше шаг, тем больше, при прочих равных условиях, создаваемый упор и скорость судна. Однако с увеличением шага возрастает и сопротивление вращению. Поэтому, шаг подбирают таким образом, что бы частота вращения коленвала при полностью открытой дроссельной заслонке не выходила за границы паспортного диапазона. Для двухтактных лодочных моторов максимальная частота вращения находится в пределах 5000-5500 об\мин, для четырехтактных - 5500-6000.

Диаметр гребного винта – диаметр окружности, проходящей через самые отдаленные от центра вращения точки лопастей. Чем больше диаметр винта, тем больше развиваемый винтом упор и существенно выше требуемая для вращения мощность. Численно упор гребного винта пропорционален квадрату диаметра.

Дисковое отношение – отношение общей площади развернутых в плоскость лопастей к площади окружности, равной диаметру винта. Чем выше отношение – тем выше эффективность винта на высоких скоростях хода.

Профиль лопасти – это форма сечения лопасти вдоль линии вращения. Обычно она плоско-выпуклая, но у некоторых серий винтов повышенного упора имеет выпукло-вогнутую форму.

Среди направлений движения винта наиболее распространено правое (т.е. по часовой стрелке, если смотреть на винт со стороны судна). Винт с левосторонним вращением может потребоваться для соосных приводов или спаренных лодочных двигателей.

Выбор гребного винта

Аналитически задача выбора винта формулируется как "обеспечить максимальное использование мощности мотора". Винты, использующие мощность двигателя наилучшим образом, называют согласованными. Согласованный винт с наилучшим КПД называют оптимальным. Винты с шагом выше среднего (в рамках класса мощности лодочного мотора) условно называют скоростными, с шагом ниже среднего – грузовыми.

Гидродинамические формулы, в избытке опубликованые на сайтах родственной тематики, не приводятся. Наиболее простой способ подобрать винт, отвечающий паспортным данным мотора – эмпирический. Для оценки использования мощности мотора производится замер оборотов коленвала при полностью открытой дроссельной заслонке. Соответствие частоты вращения паспортному диапазону говорит о правильном выборе. Завышенную или пониженную частоту вращения нужно скорректировать установкой гребного винта с другим шагом. Для грубой оценки требуемого шага подходит презираемое академическими кругами  соотношение: уменьшение шага винта на единицу (один дюйм) влечет приращение частоты вращения на 200-250 об/мин и наоборот. Кроме того, замена алюминиевого винта на стальной добавит 70-100 об/мин. Обратная замена, соответственно, снизит обороты на ту же величину.

Абстрактный пример: частота вращения коленвала двухтактного двигателя при полностью открытой заслонке составляет 5900 об/мин; используется винт с шагом 12".

Установка винта с шагом 14" или 15" снизит обороты примерно на 450 (шаг 14") или 700 (шаг 15"), что вписывается в рамки паспортного диапазона 5000-5500 об/мин.

Традиционно, гребные винты изготавливаются из алюминия или нержавеющей стали. Лопасти алюминиевых винтов толще стальных, поэтому алюминиевые винты хуже используют мощность мотора. Алюминиевые винты относительно недолговечны – незначительный удар или систематическое хождение по мелководью могут привести к нарушению геометрии лопастей и разбалансировке винта.  Эксплуатировать такой винт крайне нежелательно.

Единственный недостаток винта из нержавеющей стали – относительно высокая стоимость.